Поделки из природных материалов
Итак, открываем заветную коробку, в которой хранятся собранные летом сосновые и еловые шишки, желуди, лесные орехи, сухие сучки причудливой формы, разноцветные камешки, бусинки, перышки, косточки вишен, слив, абрикосов, скорлупа грецких орехов да мало ли что еще...
Вот крупная, зрелая сосно¬вая шишка. Давайте прикрепим к ее основанию подходящую веточку, обмажем ее светлым пластилином и приладим характерный изгиб шеи, сделаем головку, клюв - чем не лебедь! Если шишку покрасить белой краской, сходство еще более усилится.
Такая же шишка может стать и цаплей, если между ее чешуйками вставить перья, пластилином прикрепить две длинные палочки - ноги. Цапля будет лучше смотреться, если вы поставите ее, закрепив пластилином, на кусочек линолеума или картона, обклеенного бархатистой зеленой бумагой. Это будет болотце: зеленые иголки сосны будут изображать осоку, а сухие травинки с метелочкой на конце - камыш. Из яичной скорлупы можно сделать белую лилию, положив в середину желтую бусинку или кусочек пушистой желтой шерсти.
Если в вашей коробке найдутся не совсем зрелые, чуть зеленоватые еловые шишки, из них получатся забавные крокодилы. Голову, хвост, лапы вылепите из пластилина, для глаз подберите черные, желтые или ярко-зеленые бусинки. Шишка побольше - мама, поменьше - детеныш.
Скорлупа грецкого ореха напоминает панцирь черепахи. Из пластилина сделайте голову, лапки, а глаза - из темных бусинок или каких- нибудь круглых, блестящих семян.
А вот два ежа встретились на полянке и, кажется, разговаривают: один о чем-то спрашивает другого. Один еж смотрит как бы задумчиво вверх, а у другого мордочка чуть наклонена набок. На обоих шапочки - верхушки желудей, в лапках палки - сухие веточки. Посмотрите на картинки и вы сразу поймете, как сделать такие забавные фигурки.
Из продолговатой полоски коры, снятой с березового полена (с живого дерева кору не снимайте!), можно смастерить туесок, стаканчик для карандашей или настенное кашпо.
Соедините концы полоски и прошейте нитками. К образовавшемуся полому цилиндру нитками или клеем прикрепите картонное донышко, сверху - ручки, и туесок готов! Положите в него зеленый мох, веточки брусники с ягодами или клюкву, орешек, пластилиновый грибок.
Красивым стаканчиком для карандашей станет обычная стеклянная баночка - надо только обернуть ее берестой. А из квадратного
куска бересты, сложенного фунтиком и прошитого по диагонали нитками, получится кашпо. В него тоже можно поместить мох, оранжевые или красноватые осенние листья.
На что похожи сухая веточка и корень? Поверните их то так, то этак, и, может быть, ребенок увидит в них жирафа, павлина, белочку. Пластилин, кусочки меха, раскрашенные метелки ковыля помогут добиться большего сходства.
Вспомните с ребенком знакомые сказки. Положите рядом с белочкой горку вишневых косточек или лесных орешков, обернутых золотистой фольгой. Это будут "орешки не простые, все скорлупки золотые" из сказки Пушкина.
Можно сделать композиции и по сказкам "Колобок", "Курочка Ряба".
Часто одна удачно найденная деталь стимулирует воображение ребенка. Вот, к примеру, засохшая виноградная веточкабез ягод. Да ведь это рога оленя! А пустая яичная скорлупа - толстенький поросенок. Скорлупу, из которой через дырочку вылито содержимое,надо только покрасить розовой краской, прикрепить головку из пластилина и ножки из половинок желудей, оттенить пятачок, маленькие ушки и черные копытца.
Желуди-прекрасный материал для конструирования. Коробка спичек, пластилин - и вы можете сделать из желудей фигурки лошади, жирафа.
Соавтором вашего творчества ребенок способен стать уже в три - четыре года. Вначале он с интересом наблюдает за вашей работой, потом начинает помогать, подает нужную деталь, придерживает ее, разминает пластилин, разводит краску. Старшие дети уже сами могут что-то подрезать, склеить, предложить какую-то конструкцию.
В ходе такой работы-игры развивается образное мышление ребенка, составляющее основу всякого творчества, происходит знакомство с природными материалами, воспитывается эстетическое чувство, потребность не только видеть вокруг себя красоту, но и самому творить ее.
Уроки фантазии становятся для ребенка и уроками мастерства, терпения, аккуратности. Они насыщают, разнообразят его общение с вами и ваше общение с ним, показывая, как много интересного может таить в сеое самая простая вещь, если к ней прикоснутся умелые ручки.